Джаз как современная импровизационная музыка. Алексей Круглов - представитель такого джаза!
Рейтинг: 3 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: admin, в 16/03/2014, в категорию "Музыка для гурманов"
эта статья была просмотрена 30200 раз
Краткое содержание:

Джаз как современная импровизационная музыка.  Алексей Круглов  -  представитель такого джаза!

 

Позвольте представить -  Алексей  Круглов, саксофонист, композитор, один из лидеров российской новоджазовой сцены,  руководитель  музыкального коллектива «Круглый Бенд».  Сегодня  его творческая жизнь богата волнующими событиями.  Алексей Круглов с радостью  делится  с читателями этими событиями и планами на будущее.


- 2013 год для вас оказался насыщенным, чего стоит хотя бы фестиваль Лео Рекордз, организатором которого Вы были. Есть ли какие-то идеи, которые в прошлом году не  удалось реализовать и которые, возможно, найдут воплощение в этом году?

- Работа над проектами и реализацией идей идет постоянно. Теперь стоит задача провести третий фестиваль Лео Рекордс, который состоится в сентябре и будет приурочен 35-летию компании. Мы хотим расширить состав участников за счет приглашения западных известных музыкантов, издававшихся на Лео Рекордс, из Англии, Германии, Эстонии, провести один-два дня фестиваля  на такой концертной площадке, как ММДМ. Одна из главных идей фестиваля - собрать разные поколения отечественного нового джаза, сделать совместные проекты с западными музыкантами. На двух фестивалях Лео Рекордс участниками было более 30 музыкантов авангардного джаза, включая основателя отечественного нового джаза Вячеслава Ганелина, музыканты из Севера, Сибири. Много нам удалось, но и в плане общей консолидации и выхода на новые рубежи данная работа безгранична.

Из проектов, которые были с моим участием в прошлом году которые прошли один раз и их особенно хотелось бы повторить - это проект Алексея Айги "Курехин:Next",  собравший разноплановых музыкантов -  ансамбль Алексея 4`33, симфонический оркестр Ad Libitum, выдающихся музыкантов отечественного нового джаза, как Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Саинхо Намчылак, Сергей Летов, Александр Фагот Александров.

Также, особый был проект с кларнетовым трио Гебхарда Ульмана на фестивале немецкого современного джаз "Джаз Осенью", который уже несколько лет проводит Гете Институт. Я был участником этой программы и после этого мы с Гебхардом договорились продолжать сотрудничество, возможно, сделаем вместе с ним фестиваль Лео Рекордс в Берлине в декабре этого года. Знаете, я заметил, что русская и немецкая импровизационные школы в чем-то близки. Участвуя в проектах с немецкими музыкантами, понимаешь, что импровизационный посыл, художественные образы у нас во многом схожи.

-Вы это явно могли ощутить в позапрошлом году, когда играли со звездой немецкого джаза легендарным Иоахимом Кюном. Каково было с ним играть и есть ли возможное продолжение вашему сотрудничеству?

- Да, идеи продолжения сотрудничества есть. В феврале, буквально неделю назад, у нас вышел совместный дуэтный альбом, изданный известным западногерманским лейблом АСТ. Альбом называется "Moscow". И записан он, кстати, в момент фестиваля "Джаз осенью" в 2012 году. Запись на шикарной Пятой студии ГДРЗ стала возможна опять же благодаря Гете Институту и его директору Вольфу Иро. Ну а игралось просто потрясающе! Мы с Иоахимом сразу нашли общий язык, как будто играли всю жизнь вместе! Его манеры игры, композиции - все это близко мне. Он невероятный музыкант. 27 мая в Школе Драматического Искусства у нас состоится презентация альбома, Иоахим вновь приедет и я уже с нетерпением жду нашей встречи!

 

-Какие еще интересные концерты у вас состоялся в ближайшее время?

-В апреле я участвую в небольшом туре в Эстонии с трио потрясающего эстонского гитариста, моего большого друга Яака Соояара. В завершении тура мы будем записывать музыку нового альбома, который будет состоять на сей раз только лишь из аранжированных нами пьес русских классиков. Это важно, что мы вместе с эстонцами играем русскую классику. У наших композиторов есть особая мелодическая основа, которую нам нравится развивать и преломлять в импровизационном ключе. Если же говорить более масштабно, то не только обращение к русской классике, но и вообще, столь разные проекты я эстонцами, которые мы постоянно делаем, выступая вместе, говорит о том, что для нас нет границ. Своим совместным творчеством мы стараемся нести мир и показать, что никакой вражды между эстонцами и русскими нет, что музыка только объединяет.

29 апреля у нас состоится празднование 15-летнего юбилея моей мультиформатной группы "Круглый Бенд" в Еврейском Культурном Центре в рамках цикла Михаила Митропольского "Импровизация нового века". Символично, что в это время состоится творческий вечер  выдающегося отечественного композитора и джазмена Юрия Ивановича Маркина. Мы будем играть целым оркестром новую музыку Маркина, строящуюся на принципах крупной формы. Такие масштабные произведения - это уникальное явления для нашей страны и путь, который разрабатывает Юрий Иванович - это новое композиционное направление в джазе.

-Вы считаете, что за крупной формой в джазе будущее?

Не совсем так. Миниатюры и другие формы всегда будут существовать. Просто в данном случае Юрию Ивановичу удобней доносить идею именно с помощью крупной формы. Кстати, мы с еще один нашим легендарным музыкантом Владимиром Тарасовым часто играем именно миниатюры, даже когда мы играем наш поэтическо-импровизационный проект на мои стихи, в котором из небольших зарисовок выстраивается общая программная композиция.

-Если говорить более конкретно об импровизационной музыке. Как происходит процесс понимания нужной формы для нового произведения?

Существуют необъяснимые вещи при создании произведения, более интуитивные, когда рождается образ и ты ему начинаешь следовать. Но с другой стороны - форма, структура зависят в любом случае от идеи и это уже логическое мышление, даже постановочное, при котором надо стараться работать с холодной головой. Но бывает и по другому, когда идея рождается уже после сыгранного. Например, вот еще один проект, который скоро тоже будет презентован - "Structure 54". Это наш альбом с сибирскими музыкантами Романом Столяром, Сергеем Беличенко и Владимиром Драницей. Альбом в марте будет издан компанией Fancy Music, владелец которой - Сергей Красин делает важнейшее дело для всех нас, издавая, поддерживая российских музыкантов новой академической музыки и нового джаза. Проект "Structure 54" - это именно тот проект, идея которого рождалась именно в момент игры. После прослушивания мы с Сергеем поняли, что этот альбом именно о Новосибирске. А в том что в Сибири есть своя неповторимая импровизационная школа - несомненно. Презентация этого альбома состоится 3 мая в джаз-клубе Алексея Козлова.

 

Вы ставите литературно-музыкальные спектакли на стихи русских поэтов - Маяковского, Есенина, Высоцкого, Блока, на собственные стихи. Как вы используете принципы импровизационного джаза в этих проектах? 

Многое в этом направлении мне дало сотрудничество с наши великим поэтом Андреем Вознесенским, а также с выдающимися людьми в плане постановки и работы с литературно-музыкальным материалом Владимиром Чекасиным, Борисом Мильграмом, Дмитрием Крымовым.

Моя идея заключается в том, что слово и звук совмещаются, образуя собой единое целое. Как мне кажется, декламация, чистая, без особого актерского пафоса, близка именно импровизационному языку. Поэтому интересно находить общие краски на стыке этих областей. Еще важный момент в том, что в каждой из таких программ мы стараемся отображать и оригинальный язык самого поэта, на стихи которого поставлен проект. Так как скажем в спектакле по Высоцкому "Посмотрите... или 4/4 пути". Здесь наряду с аранжированными мелодиями нашего великого поэта в стиле современного джаза с элементами фри, звучат и просто песни под гитару в исполнении моего папы Владимира. Кстати, этот проект тоже собираемся записать в 2014 году.

-Да, планы большие и разнообразные;  мы желаем вам удачи в реализации ваших идей.

Спасибо. Наша задача работать, воплощать свои задумки. В 2014 году помимо всех сказанных выше проектов я хотел бы еще издать уникальные редкие вещи, как наша запись 2000 года "Альтиссимо" для 5 альт саксофонистов и ритм-секции. Это диск будет посвящен памяти моего друга уникального саксофониста Антона Григорьева, который играет на этой записи. Антон был моим соратником, одним из тех, кто основал "Круглый Бенд". Также, необычный альбом - препарированный нами Бах. Но для этого нужно проделать много работы - дописать некоторые кантаты, отработал все с оперной певицей, свести запись. Конечно, жаркая пора будет в сентябре - фестиваль Лео Рекордс. У нас всегда подобные акции делаются не так легко, по сути нет никакой поддержки импровизационной музыки в России, лишь отдельные люди, но такого как это есть во многих западных странах - нет. Что же, наша задача также попробовать создать фонд или какую-то организацию поддержки нового джаза в России. Мы видим, что наше направление актуальное, фестиваль постепенно становиться важным культурным событием в России. В общем, все эти задачи только заставляют не переставать работать и идти вперед.  

Вела беседу Евгения Браганцева

Фото - Екатерины Мельниковой, Юлии Левченко, Александра Никитина – предоставлены А.Кругловым.


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса