8 марта в Рахманиновском зале Московской Консерватории состоялся уникальный концерт-история об эпохе, непосредственно повлиявшей на создание классической шестиструнной гитары
Рейтинг: 2 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: admin, в 05/04/2014, в категорию "Музыка для гурманов"
эта статья была просмотрена 31229 раз
Краткое содержание:

XIX век - «Век, создавший гитару»  или  ожившая история

 

    8 марта в Рахманиновском зале Московской  Консерватории состоялся уникальный концерт-история  об эпохе, непосредственно повлиявшей на создание  классической шестиструнной гитары, той самой гитары, которую хорошо знают любители гитарной музыки во всём мире. 

Программа и содержание концерта-истории напрямую связаны с одноименной книгой Джеймса Вестбрука «Век, создавший гитару», изданной в России  в 2012 году переводчиком и издателем Еленой Яковлевой. Но что представляет собой эта уникальная книга? А книга эта - первое и  пока единственное иллюстрированное издание на русском языке, посвященное эволюции шестиструнной гитары, жизни и творчеству мастеров струнных инструментов, композиторов и величайших гитаристов XIX века.

 

Историческая глава рассказывает об основных этапах развития гитарного искусства - от рождения шестиструнной гитары до начала XX века - на примерах работ мастеров английской, испанской, итальянской, немецкой (венской) и французской школ. Кроме того, приводятся сведения о традиции нотных изданий Европы в XIX веке, а также  информация о возможностях применения дендрохронологического анализа для определения возраста дерева и подлинности инструмента. Для русского издания в книгу добавлена глава, специально написанная  гитаристом и музыковедом Олегом Тимофеевым и посвящённая истории создания русской семиструнной гитары. Книга содержит более 200 превосходных иллюстраций, и является одновременно научным исследованием, художественным альбомом и увлекательным повествованием, интересным и

 

профессионалам, и любителям самого популярного в XX веке музыкального инструмента.  В книгу вложен компакт-диск с композициями известных гитаристов мира, исполняющих музыку на инструментах 19-го века. Книгу можно заказать через  интернет-магазины, и, хотя печатное издание имеет высокую стоимость, Елена Яковлева (переводчик и издатель) упомянула о готовящемся электронном варианте этой книги, цена которого будет обратно пропорциональна его доступности.

 

О концерте

 

Виртуозные исполнители  - гитаристы  - победитель многочисленных международных конкурсов,  «царь гитары»  - безупречный Артём Дервоед и его ученица  - блистательная и утончённая Татьяна Куренчакова подарили слушателям удивительную, поистине уникальную возможность,  услышать сочинения  выдающихся композиторов-гитаристов XIX века М. Джулиани, Дж. Регонди, Л. Леньяни, Н. Паганини и Ф. Сора, сыгранные на  инструментах 19 века - гитаре Антонио де Торреса, (1864 г. ) и гитары фирмы «Мартин» (  около 1885 г).   Вёл концерт  актёр театра  и кино Игорь Письменный.  Словно  беседуя со старыми друзьями,  он  поведал  слушателям  увлекательную историю гитарной трансформации  в свете  работ  легендарных гитарных мастеров  рубежа 18-19 веков, среди которых центральной фигурой, безусловно, явился  испанец Антонио де Торрес, 

 

«гитарный Страдивари».

Очень хочется рассказать об  авторе книги «Век, который создал гитару». Доктор Джеймс Вестбрук, исследователь и  учёный, чья  деятельность  посвящена эволюции конструкции гитары. Он автор книги «»Гитар сквозь века» (2002 )  и  «Век, создавший гитару»( 2006, 2012) и соавтором  «Полной иллюстрированной энциклопедии акустической гитары (2012). Он является основателем и руководителем музея гитары в Брайтоне.  Джеймс специально  привез для концерта несколько старинных инструментов ( в т.ч. уникальную гитару  Антонио де Торреса), а также ответил перед концертом на  несколько вопросов  редакции.

-Джеймс, как родилась идея  написать эту книгу?

- Когда я  начинал работать над книгой, моим желанием было не просто дать возможность людям узнать больше об истории гитары 19 века, но и предоставить  им возможность услышать  звук  гитар 19-го века, которые сегодня  являются уникальными.  Написание книги заняло  около года, но  вопросом эволюции гитары и  историческим  исследованием этого вопроса я занимался около 20-и лет, как исследователь, как музыкант и как мастер музыкальных инструментов.

- На каком инструменте  любите играть вы сами?

-Мой самые любимые инструменты, конечно 19-го века, английского мастеров Рудхлофа, иммигрантов  из Франции. Датированная примерно 1864 года.

- Как появилась идея перевода вашей книги  на русский язык?( Вестбрук переадресовал вопрос к   Елене Яковлевой, переводчику книги).

 

Е.Яковлева: «  Я искала  информацию о мастерах  струнных инструментов, и об  истории гитары 19 века, и обнаружила, что  на русском языке практически такой  информации нет.  Есть отдельные книжки по истории создания  русской 7-и струнной гитары,  но если говорить о европейских школах – на тот момент не было ничего.  Мне  встретилась книга Джемса, я перевела книгу сначала для себя, а потом вместе  с замечательным   Издательским домом «Классика XXI» мы издали её на русском языке. Над книгой работала  целая команда профессионалов: мне помогали гитарные мастера, для того чтобы  соблюсти точность в терминологии, у  книги  есть несколько корректоров, научный редактор; в общей сложности  работа над  проектом заняла 4  года.»

 

-На какие языки ещё  была переведена эта книга?

 

-Для меня было большим удивлением, что  первое иностранное издание его книги вышло на русском языке. На сегодняшний день даже оригинального издания на английском в продаже нет и единственная доступная копия моей книги – это русскоязычный перевод.

 

- Насколько  знакомы с вашей книгой в Европе?

- Книгу хорошо приняли и она часто цитируется. Я получил много положительных отзывов, однако, из- за лимитированного тиража она не так доступна, как могла бы быть.

 

-Кого  вы привлекли для записи аудиоальбома  на гитарах 19-го века?

-Это мои  друзья: -  Пол Грегори, англичанин, победитель престижного гитарного  конкурса им. Андреса  Сеговии, второй гитарист -  Таро Такеучи, японец по происхождению, специалист по игре на хорных инструментах,  и третий гитарист – Ульрих Ведемайер – немецкого происхождения, музыкант, специализирующийся на  исторических щипковых инструментах. Их исполнение вы можете услышать на  записи.

 

- Как вы видите связь исторического наследия и современной гитары,  что  может или будет влиять на   развитие гитары?

-  Вершина гитарного мастерства пришлась на времена работы Торреса, и несмотря на то, что люди пытаются совершенствовать инструмент, они, тем не менее, будут возвращаться к   той конструкции и  формам, которые были созданы Антонио де Торресом.

 

 

После концерта я обратилась с вопросом  к  Татьяне Куренчаковой:

- Каковы были впечатления у  Вас, как у профессионала-музыканта от соприкосновения с  полуторавековым инструментом?

- Впечатления от инструментов достаточно разные. Гитару  Торреса привезли всего за 2 дня, у меня было всего около 10 часов, чтобы с ним познакомиться (учитывая, что размеры корпуса меньше, чем у современной гитары). Первое, что я испытала - это конечно же, трепет

 

перед 150-летним инструментом легендарного мастера. Сразу же стало понятно, почему это-  легенда - это абсолютно заслуженное звание, так как гитара поражает чистотой, глубиной, объемностью звучания, несмотря на небольшой корпус, полетностью звука и певучестью. Впрочем маленькие размеры для моей небольшой руки отчасти были даже удобнее, хоть и очень непривычны Гитара фирмы "Мартин" примерно того же возраста, но существенно отличается по конструкции и по звуку. От себя добавлю, что наша совместная с Еленой Яковлевой идея создания концерта-истории на мой взгляд как нельзя лучше отразила и объединила эпоху 19 века сквозь призмы инструментов, мастеров, композиторов и самой музыки».

 

Автор: Евгения Браганцева​ 


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса