18.10.18. Москва. -- В ТПП РФ прошел VI Российско-норвежский бизнес-форум «Экономика моря: инновации в новых реалиях».

Отправлена: ser, в 18/10/2018, в категорию "Новости бизнеса и компаний"

Краткое содержание:

 

Сотрудничество России и Норвегии в инновационном развитии нефтегазового сектора сохраняется

 

В Москве в ТПП РФ прошел VI Российско-норвежский бизнес-форум «Экономика моря: инновации в новых реалиях».

 

 Конгресс-центр ТПП России был переполнен, приехали даже представители дальних российских регионов, а в фойе слышалась речь на норвежском, английском, русском языках. Страна маленькая, а нефти, газа, морских судов и лосося - в изобилии, --- удивлялись многие, готовясь слушать доклады Форума о сотрудничестве с нашим северо-западным соседом.  

Несмотря на непростой геополитический фон, интерес к сотрудничеству у предпринимателей обеих стран сохраняется – так, открывая форум, оценил вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров участие  в мероприятии более 70 участников с норвежской стороны и более 170 – с российской. «Считаем это естественным, - подчеркнул он, - потому что  Россия и Норвегия на протяжении столетий были, есть и будут в дальнейшем добрыми соседями, которым очень выгодно работать вместе».

Форум решено было ограничить морской тематикой, сообщил Вадим Чубаров, потому что именно экономика моря несёт в себе наиболее мощный потенциал для дальнейшего качественного развития российско-норвежского делового взаимодействия.

Это нефть и газ в Арктике, и участники форума намерены обсудить, как может дальше развиваться сотрудничество в нефтегазовом секторе.

Это судостроение и морские технологии. Речь идет прежде всего о российско-норвежском сотрудничестве в модернизации российского рыболовного флота. Программа его модернизации принята, началась ее реализация. Ряд российских судостроительных заводов использует проекты норвежских конструкторских бюро. Норвежские фирмы готовы поставлять судовое оборудование. Форум – это возможность понять, каким должно быть сотрудничество в рамках программы обновления рыболовного флота, да и российского судостроения в целом. Практические шаги здесь уже делаются: в рамках Российско-норвежской межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству действует Рабочая группа по судостроению. Коллеги из Норвежско-российской торговой палаты побывали на Дальнем Востоке, где также решаются вопросы судостроения. Установлены контакты с российскими судостроителями в Ленинградской области, в Астрахани.

Это, наконец, аквакультура. Норвежские достижения в сфере товарного выращивания атлантического лосося общеизвестны. А в России есть давние традиции прудового хозяйства. Перспективной, подчеркнул Вадим Чубаров, может оказаться комбинация российских просторов, традиций, новых технологий с норвежским опытом коммерциализации аквакультуры.

Цель форума ясна: дальнейшее развитие  бизнес-диалога  между предпринимателями двух стран, расширение и  диверсификация двустороннего взаимодействия, отметила в приветственном слове президент Норвежско-российской торговой палаты (НРТП) Лив Моника Стубхолт. Экономика  Норвегия зависит от богатств океана, от судостроения, туризма и нефтяной промышленности. Это же и традиционные направления сотрудничества  предпринимательских кругов двух стран. По мнению главы Норвежско-российской торговой палаты, еще далеко не полностью использован потенциал этих направлений.

Егор Бронников, заместитель председателя российской части Российско-норвежской межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, проинформировал, что очередное заседание комиссии состоится в Осло 25 октября. Он сообщил, что товарооборот двух стран в 2017 году составил порядка 1,7 млрд долларов (в прежние годы он доходил почти до трех миллиардов). Ситуация выправляется, но при этом российский экспорт в Норвегию растет, а вот импорт из этой северной страны снижается. Это, к сожалению, говорит о постепенной  утрате норвежскими компаниями своих позиций в России. Таковы следствия санкционной политики Запада, которая совершенно не нужна предпринимателям ни России ни Норвегии.

О необходимости искать новые формы сотрудничества в нынешние непростые времена, о многовековых традициях взаимодействия, надежде, что ситуация изменится к лучшему говорил в приветственном слове статс-секретарь Министерства торговли и промышленности Норвегии Даниэль Бьярманн-Симонсен.

В рамках пленарного заседания состоялись две панельные дискуссии. Модератором первой выступил советник Президента ТПП РФ Георгий Петров. Речь шла о макроэкономических тенденциях в России, новых российских подходах в отношении малого и среднего бизнеса, мерах по укреплению сотрудничества с Евразией, сотрудничестве с зарубежными странами и, в частности, Норвегией, а также о возрастающем внимание России к Арктике.

Вторую дискуссию провела глава НРТП Лив Моника Стубхолт. Были затронуты следующие темы: как достичь сбалансированной двусторонней торговли в условиях растущих ограничений в торговле и усиления протекционизма; какие возможности есть сегодня для российско-норвежского экономического сотрудничества; какие приоритеты должны быть у ТПП РФ, НРТП и других организаций, стремящихся укрепить двусторонние деловые связи.

В рамках Форума прошли также  три параллельные сессии.

Первая сессия была посвящена вопросам развития нефтегазового сектора и логистике на Крайнем Севере. Были обсуждены состояние сотрудничества и потенциальные новые сферы для взаимодействия, а также логистические решения на Крайнем Севере, новые возможности для обслуживания нефтегазового сектора как следствие применения передовых технологий.

На сессии «Российско-норвежское сотрудничество в сфере судостроения и морских технологий» речь шла о трудностях и возможностях, связанных с реализацией программы по обновлению и модернизации российского рыбопромыслового флота, о перспективах сотрудничества в сфере судостроения и судоремонта.

Наконец, третья параллельная сессия «Аквакультура – дорога в будущее» была посвящена как морской, так и наземной аквакультуре. Норвежский опыт сегодня  весьма конкурентоспособен и востребован на международных рынках. Речь шла о разработке взаимовыгодных моделей для российско-норвежского сотрудничества в этой сфере.

 

Стоит отметить, что за 25 лет Норвегия превратилась в мирового лидера нефтегазовой добычи и нефтегазовых технологий, которые она теперь импортирует, в том числе, в Россию. Здесь надо выделить такие факторы как роль государства в превращении нашего северного соседа в удобный для бизнеса регион,  привлекательную инвестиционную, а также налогово-таможенную среду в экономике Норвегии, политику сохранности вложенных капиталов - все эти факторы весьма привлекательны для инвесторов со всего мира.

Сегодня в норвежских портах активно идет перевалка нефтегазовых грузов, создаются центры по производству оборудования и оснастки для нефтегазового производства. В последние годы эта страна активно занимается сжиженным природным газом (СПГ), который завоевывает мировой рынок.

У России остается нехватка морских платформ, буровых установок, оборудования, танкеров и судов ледового класса для освоения северных и арктических месторождений. Но одно дело - закупать все это у северо-западных соседей, а другое - создавать совместные производства.  Санкции тут конечно мешают, но не закрывают окно возможностей, - как отмечалось в выступлениях участников встречи.  Поэтому отметим важное - необходимость совместных проектов России и Норвегии в добыче углеводородов и создании нефтегазовых производств на территории как России, так и Норвегии. Производственно-технологическая кооперация позволит российской нефтегазовой отрасли перенять положительный опыт нашего северного соседа и рвануть вперед  в инновационном развитии нефтегазового сектора.

 

Источник: Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь

Сергей Горнов, научный редактор Медиацентра ДИАЛОГ (http://www.dialog.msk.ru)

Фото: Медиацентр ДИАЛОГ (http://www.dialog.msk.ru

 

 


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Имя:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?

Архив опроса